Очень часто бывает такая ситуация: Вы готовите с ребенком домашнее задание, он повторяет правило, выполняет упражнение. Вы уверены, что завтра ученик в школе удивит всех своими знаниями. Но он является домой с «тройкой». Вы недоумеваете, выражаете ему свою досаду, а учителю- несогласие с оценкой: он учил и рассказывал! Причина в непонимании материала. Это очень важно- сделать понятным то, что изучаешь.
Используйте такой прием, как демонстрация. Демонстрация- это показ, как действует что-то или как выглядит что-то. Продемонстрировать можно все, используя самые простые предметы: кубики, карандаши, скрепки и другие подручные материалы. Ребенок легко сможет представить вместо кубика и бассейн. и рабочего. и лодку, и ящик с фруктами. Он будет оперировать ими, показывая условия задачи, осмысливать свои действия и найдет решение задачи. Продемонстрируйте правило правописания безударных гласных в корне, написание окончаний существительных, покажите на предметах, как найти корень в словах. Все можно продемонстрировать. И польза огромная. Ведь ребенок должен осмыслить то, что будет показывать, он будет это проговаривать, значит поймет, запомнит. И еще важно то, что в его руках есть предметы. То, о чем он говорит, уже не абстрактное понятие. Это пусть не сам предмет, но его материальное воплощение. Для маленького школьника важно в руках иметь массу, видеть предмет, действовать им.
Бывает так, что ребенок не может запомнить строчку из стихотворения, решить задачу, запомнить правило потому, что не понимает какое-то слово или понимает его неправильно. Возможно, этих слов много… Учите ребенка находить такие слова. Спросите, что значит это слово? Выясните значение всех непонятых слов и сложится ясная картинка того, о чем он читает. Тогда можно и заучивать.
Ребенок должен иметь привычку открывать словарь. Словари должны быть всегда под рукой: толковый, энциклопедический, этимологический(происхождение слова), иностранных слов. Часть словарей, конечно для вас, ведь вы будете помогать находить истину.
Толковый словарь для ребенка выберите с четким шрифтом. Мне нравятся словари Лопатиных. Они более современны и шрифт хороший.
Есть еще один хороший прием сделать материал понятным. Это рисование. Можно сделать эскиз к задаче, изобразить набросок проведенного опыта, начертить схему действия прибора …Это работает по тому же принципу, что демонстрация.
Ребенок не может запомнить цифру- пусть нарисует ее, раскрасит. Можно еще и слепить из пластилина. Лепка букв и цифр- это особая тема. Ребенок лепит «колбаску», затем делает из нее букву. Для этого надо осмыслить части буквы, их соотношение по ширине, высоте, увидеть соединения и закругления. Это анализ и синтез. Написание будет правильным.
Источник: http://www.vkclub.my1.ru |